Ю.Г. Писаренко Ю.Г. Писаренко, директор НП «АПМ г. Магнитогорска и Челябинской области «Одарённые дети - наше будущее»

Ровесник Магнитки (родился 15 октября 1929 г.) в семье Заслуженного врача РСФСР, первостроителя Магнитогорска (с февраля 1933 г.), одного из основателей медицинской службы в городе Г.А. Писаренко. Активно участвует в музыкальной жизни города: с 10 лет в Олимпиадах детского творчества (неоднократный победитель), в годы ВОВ — участник концертных бригад, а в 1944 г. в числе четырех студентов магнитогорского училища – победителей Всесоюзного смотра-конкурса высших и средних профессиональных музыкальных учебных заведений (училищ и консерваторий), впервые определивших авторитет молодого (два года с 1942 года) Магнитогорского музыкального училища.

В 1955 году Писаренко начинает преподавать в ММУ курс Методики обучения игре на фортепиано, предмета, ранее не преподававшегося. Одновременно он инициатор проведения технических зачетов у пианистов в ММУ (с того же 1955 года).

В 1958 году Писаренко выступает на Первых Всесоюзных педагогических чтениях педагогов музыкальных школ в Москве с докладом на тему: «Критический анализ школ и сборников для начинающих». По материалам этого доклада в новых изданиях школ (А. Николаев, Л. Павжитков и др.) создаются «вводные» части с тематическими разделами по усложняющимся задачам ступеней работы с учеником в первом полугодии первого класса.

В 1960 г. Писаренко выступает на Первых Всесоюзных педагогических чтениях педагогов музыкальных училищ с докладом «Воспитательная работа в специальном (исполнительском) музыкальном классе». Материалы доклада были использованы Д.А. Алексеевым в учебнике «Методика обучения игре на фортепиано» (1-е издание в 1961 году).

В 1960-1970-е годы Писаренко является инициатором и руководителем начавшего работать Зонального Методического Объединения педагогов-пианистов музыкальных школ г. Магнитогорска, и прилегающих к нему сельских районов. На полугодовых занятиях объединения разрабатываются основные темы методики преподавания и проводятся концерты-показы всех учащихся каждой параллели всех музыкальных школ Магнитогорска.

С 1967 по 1977 год Писаренко является завучем-организатором музыкальных классов открывшейся первой в России общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла – общеобразовательной школы №65 г. Магнитогорска. Он организует в школе проведение эксперимента по апробации новых учебных программ Московского НИИ Художественного воспитания Академии Педагогических Наук СССР (руководитель лаборатории Т. Овчинникова). В школе создаются 7 сводных хоров каждой параллели, общешкольный сводный хор, оркестры – духовой, симфонический, шумовой, оркестр баянов, оркестр аккордеонов, ансамбль скрипачей, балетная студия. Одновременно у Писаренко большой специальный класс и курс «Методики» в ММУ.

В 1964 г. Писаренко пишет методическую разработку «Цена одного часа», где обосновывает новые нормы проведения педагогической практики в исполнительских классах музыкальных училищ. Материал отправлен в Москву, в министерство культуры. По его рекомендациям в программе педагогической практики вводится 68 годовых часов вместо прежних 34-х.

С 1977-1980 гг. Писаренко преподает в Миасском музыкальном училище, (открытом в 1968 г.), руководит там методическим кабинетом, фортепианным отделением, преподает специальность, методику и др. специальные дисциплины.

С 1981 г. Писаренко преподает Методику обучения игре на фортепиано в Челябинском музыкальном училище. Его методическая разработка «Роль координационных представлений в преодолении аппликатурных и полиритмических трудностей» получает высшую оценку – диплом Первой степени на Всероссийском смотре-конкурсе методических работ художественных учебных заведений.

В 1982 г. Писаренко проводит при областных Курсах Повышения Квалификации Челябинской области работников учреждений культуры месячные курсы повышения квалификации педагогов музыкальных школ области (пианистов).

В 1983 году Писаренко создает (при организационной и руководящей поддержке директора Магнитогорского музыкального училища А.Н. Якупова), первую очередь «Музея Магнитогорской музыкальной культуры». В дальнейшем им же создаются II,III,IV,V очереди этого музея. Работа удостоена медали ВДНХ СССР. По материалам музея начинает работать в Магнитогорске «Народная консерватория» (с 1986 г. – по инициативе и под руководством А.Н. Якупова).

В 1984 году Писаренко начинает руководить методическим кабинетом Магнитогорского музыкального училища.

В 1986 – 1989 гг. Писаренко совместно с Капустиной И.А. проводит первое в городе социологическое исследование музыкальной жизни города: осуществляется паспортизация и анализ творческих мощностей музыкальных школ и дворцов культуры г. Магнитогорска, а также анкетирование руководителей творческих коллективов.

В 1989-1991 гг. Писаренко проводит первую аттестацию музыкальных школ г. Магнитогорска. Прошли аттестацию ДШИ и ДМШ №3,№4,№5. С приходом к власти Ельцина аттестации были отменены.

В 1990-1991 гг. Писаренко участвует в разработке Концепции нового типа учебного заведения – Высшего музыкального колледжа с восьмилетней программой обучения («бакалавариат»), создававшейся под руководством А.Н. Якупова и при участии М.М. Берлянчика. Новый тип Высшего колледжа был принят и открылся в 1991 году, а в 1993 г. учебное заведение трансформировалось в музыкальный педагогический институт (МГМПИ).

В 1989-1992 гг. Писаренко руководил созданным в Магнитогорске отделением Всероссийского Фонда культуры (по инициативе А.Н. Якупова). Фонд культуры г. Магнитогорска в эти годы проводит серию мероприятий по программе Всероссийского движения «Новые имена». Создается премиальный фонд стипендий этого движения (стипендии ММК, МКЗ, ММЗ, Администрации города, Городского комитета молодежи, частных организаций). Проводятся смотры-конкурсы по специальностям: фортепиано, оркестровые инструменты, народные инструменты, изобразительное искусство, литература с привлечением ведущих специалистов города.

В 1989-1993 гг. Писаренко является депутатом городского собрания народных представителей (депутатов). Он разрабатывает и выносит на обсуждение Городского собрания (комиссии по культуре) Концепцию развития культуры города.

В 1994 г. Писаренко готовит проведение первых Ассамблей искусств (как руководитель методического кабинета МГМПИ) и участвует в подготовке материалов газеты «Гармония», посвященных Ассамблеям.

В 1996 г. Писаренко защищает кандидатскую диссертацию в Московском Педагогическом Государственном Университете им. Ленина на тему: «Совершенствование процесса упражнений пианиста» (роль координационных представлений и нюансировки в преодолении аппликатурных и полиритмических трудностей).

В 1980-1990 гг. Писаренко проводит трижды курсы повышения квалификации на базе Миасского музыкального училища.

В 2000-2002 гг. Писаренко участвует в создании Краткой Энциклопедии «Магнитогорск» в качестве редактора-составителя по разделу «музыкальная жизнь Магнитогорска» и автора 52-х статей Энциклопедии.

В 2000-е годы Писаренко организует совместно с дирекцией ДШИ №6 г. Магнитогорска серию зональных мероприятий (Форумы искусств, мастер-классы, фестивали, педагогические чтения, детские ассамблеи, летние загородные творческие лагери (Карагайский бор), педагогический университет и др.) с привлечением выдающихся специалистов музыкальных вузов России (Ю. Шишкин, А. Букреев, Е. Михайлов, В. Козлов, А. Герасимов, Н. Мельникова, А. Боровик, Буй Конг Тхань, Н. Глушкова, В. Чахвадзе).

В 2004 г. Писаренко разрабатывает программу «Ассоциации музыкантов-педагогов» под девизом «Основное звено» и руководит этой добровольной общественной организацией, созданной на базе ДШИ №6 г. Магнитогорска благодаря поддержке и участию в этой организации администрации школы №6. В работе Ассоциации участвуют педагоги городских и сельских школ Челябинской области и МаГК. В настоящее время работают четыре отделения этой ассоциации: фортепианное, отделение оркестрантов-струнников, вокалистов, народных инструментов).

В 2004-2005 гг. Писаренко участвует в подготовке материалов Энциклопедии «Челябинская область» (совместно с Л. Ахмедзяновой) по разделу «Музыкальная жизнь Магнитогорска» (словник и персоналии) и пишет ряд статей в энциклопедию.

В 2006 г. Писаренко издает учебник «Фортепианная педагогика, часть I», освещающий вопросы: «Концепция музыкального образования в России», «Начальный период обучения пианиста – музыкальных букварь», «Работа над произведением в процессе присвоения авторского текста» (четыре этапа и шестнадцать ступеней работы), «О музыкальном переживании исполнителя», «Оценка – субъективность художественных суждений и объективность творческих достижений».

В 2005 г. Писаренко участвует в издании методического сборника «От школы искусств к центру художественного образования». В качестве редактора-составителя и автора ряда статей (совместно с директором ДШИ №6 г. Магнитогорска С.В. Дыльковой).

В 2003-2006 гг. Писаренко совместно с руководством ДШИ №6 организуют кампанию по завершению строительства здания ДШИ №6 по улице Труда, «замороженного» с 1989 г., с привлечением органов министерства культуры (Москва), уполномоченного президента Уральского региона, областного и городского руководства, завершившуюся окончанием строительства и созданием городского Центра художественного образования «Камертон».

В 2008 г. Писаренко участвует в создании методического сборника «К новым берегам» в качестве редактора-составителя (совместно с директором ДШИ №6 С.В. Дыльковой) и автора ряда материалов (7 печатных листов = 186 страниц).

В сборнике «К новым берегам» публикуется учебное пособие Писаренко «Исполнителько-педагогический анализ Детского альбома П.И. Чайковского». К пособию изданы DVD-диски с видеоматериалами: открытые уроки Писаренко с учениками ДШИ №6, с работой над всеми пьесами сборника и с заключительным концертом.

С 1995 г. Писаренко ежегодно выступает с докладами на проводимых в Магнитогорской консерватории Ассамблеях искусств и публикуется в издаваемых материалах этих Ассамблей.